Гармоничное развитие ребенка

Современные родители стремятся как можно раньше начать развивать своего ребенка. Для того чтобы малыш развивался гармонично, важно понимать, как это делать правильно.

Давайте познакомимся с определенными стадиями развития детей, чтобы иметь представление о том, какие навыки и в каком возрасте лучше всего развивать у ребенка.

Взросление человека можно разделить на определенные стадии психического развития, которые характеризуются типом ведущей деятельности. При наступлении кризиса, т.е. перехода на более высокий уровень развития у ребенка возникает потребность в появлении нового предмета деятельности.

Так от рождения до года ведущим видом деятельности является ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ.  Огромное значение для малыша имеет общение с самым близким человеком — мамой. Чем больше у мамы с младенцем эмоциональный и тактильный контакт, тем лучше для его психического и физического развития.

В этот период жизни малыш перерастает от единства до сотрудничества с матерью. Взрослый вводит ребенка в предметный мир. Демонстрирует предметы, возможные способы взаимодействия с ними. Помогает ребенку выполнять некоторые действия, направляя его движения или показывая на собственном примере, т.к. малыш в этом возрасте склонен к подражанию.

К концу первого года жизни ребенок готов к новой важной особенности в манипулировании с предметами.

*

От года до трех лет ведущий вид деятельности – ПРЕДМЕТНО-МАНИПУЛЯТИВНЫЙ. На этом этапе ребенок овладевает действиями с различными предметами. Восприятие маленького ребенка еще не совершенно, а прикосновения, манипуляции с предметами дают возможность воспринять целостный образ того самого предмета. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, подвергается анализу. Таким образом формируется словесно-логическое мышление ребенка.

Почему развитие маленьких ручек так важно на данном этапе? Дело все в том, что любыми движениями руководят определенные структуры мозга. Для совершения движения необходима слаженная работа одновременно нескольких систем организма: двигательной, мозговой активности и системы органов чувств. При совершении более сложных движений запускается более сложноорганизованная работа мозга. Таким образом, умственное развитие идет параллельно с физическим.

В овладении предметными действиями большую роль играют игрушки. Они являются одним из средств познания  мира. Ребенку нужны разнообразные игрушки, которые расширяют кругозор и способствуют обогащению речи. Играя, ребенок учится соотносить и различать цвета, формы, размер, у него развивается наблюдательность, память, восприятие, мышление. Сегодня в продаже имеется масса различных развивающих игрушек. Заботливые родители приобретают их для своих малышей, но малыши в какой-то момент начинают терять к ним интерес. Связано это с тем, что родитель не показал ребенку различные варианты использования игрушки. Малышу нужно помочь, показать, научить сделать следующий шаг и отпустить, предоставив свободу в освоении нового материала.

Существует так называемая зона ближайшего развития – это расхождение между развитием ребенка на данный момент времени (это та деятельность, которой ребенок владеет самостоятельно) и его потенциальным уровнем  развития, который он может достичь при помощи взрослого. За первые три года ребенок научается овладевать без помощи взрослого различными предметными действиями, усваивает навыки самостоятельности.

*

От трех до семи лет ведущим видом деятельности становится РОЛЕВАЯ ИГРА. Ролевые игры – это всегда групповые, совместные игры. Благодаря игровым приемам ребенок стремится к самостоятельности, примеряет на себя роль взрослого и моделирует их в межличностных отношениях. Поэтому нужно способствовать большему общению ребенка с другими детишками. Это важный этап развития, т.к. за ним следует учебная деятельность, и ребенок должен как следует к ней подготовиться и проиграть различные жизненные сценарии.

Особенность игры в этом возрасте состоит в том, что ребенок использует один предмет в качестве заменителей других реальных предметов (например, палка может стать лошадкой).

В этом возрасте наиболее любимые игрушки детей те, которые стимулируют их собственную активность: социальную (куклы, домики, посуда), строительную (конструкторы), моторную (мячи, машинки); развивают воображение (кукольный театр, символические игрушки).

Следует отметить, что каждая вышеуказанная стадия развития содержит элементы предыдущей и последующей. В любом возрасте следует развивать СЕНСОРНЫЙ И ЧУВСТВЕННЫЙ ОПЫТ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ребенка: зрительное, обонятельное, вкусовое, слуховое восприятие; тактильные ощущения; физическую активность; мелкую моторику; воображение, внимание, память, мышление; речь.

*

Для младенца наибольшее значение имеет чувственный опыт. А именно прикосновения к предметам с различной фактурой; знакомство с различными запахами, вкусами; созерцание различных предметов, картинок (черно-белых и цветных); слушание различным звуков и прослушивание музыки.

С взрослением к вышеуказанным сенсорным действиям присоединяются различные виды содержательной деятельности. В процессе манипуляции с предметами ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, которые невозможно познать в процессе наблюдения. Ребенок получает систематизированные знания о мире, которые дают ему возможность оптимально воспринимать окружающую действительность.

Игрушки следует подбирать с учетом возраста ребенка. Манипуляции с ними позволяют накопить сенсорный опыт, сформировать представления об основных понятиях (форма, величина, цвет и прочее). Главное, чтобы ребенок занимался с интересом и удовольствием, тогда и полученный материал будет усваиваться прочно и найдет применение в окружающем мире.

*

Развивающее обучение должно быть сопряжено с сенситивными периодами. Это отрезок времени, в течение которого организм готов к наиболее эффективному усвоению определенных знаний и навыков.

Рассмотрим некоторые сенситивные периоды, относящиеся к раннему периоду жизни.

С года до двух с половиной лет ребенку необходимо предоставить возможность манипулировать мелкими предметами.

От рождения и до четырех лет необходим выплеск физической энергии. Ребенку необходимо набегаться, напрыгаться, накричаться.

От рождения до пяти с половиной лет необходимо максимально развить сенсорику (зрительное, обонятельное, вкусовое, слуховое восприятие; тактильные ощущения).

От рождения до 6 лет необходимо максимально развить речь.

От двух до семи лет необходимо предоставить возможность общаться со сверстниками  — развитие социальных навыков.

Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, поэтому их пропускать ни в коем случае нельзя. Наверстать упущенное практически невозможно.

Надеюсь, что информация для оказалась полезной.

Добавить комментарий