Как справляться с трудностями обучения в начальной школе?

Данная статья адресована тем родителям, которые хотят самостоятельно помочь ребенку справиться с трудностями при обучении в школе. Давайте вместе разберемся в причинах неуспеваемости ребенка в школе и узнаем, как их можно устранить. Здесь Вы найдете практические задания.

Причины неуспеваемости  могут быть заложены в психофизиологии, педагогике  и психологии ребенка. Мы же рассмотрим только психологический аспект. 

Прежде чем приступить к практической работе, коротко перечислю психологические причины неуспеваемости в начальной школе:

psihomotornaja sferaВ том случае, когда у ребенка слабо развита психомоторная сфера, в первую очередь он будет испытывать трудности при письме и чтении. Почерк при этом небрежный, буквы  «скачут»,  неравномерный нажим на ручку при написании, медленный темп письма. При чтении ребенок испытывает трудности в понимании прочитанного, у него наблюдается низкая скорость чтения.

В случае, когда у ребенка низкий уровень развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение), он будет испытывать трудности практически по всем предметам: и в математике, и при письме, и при чтении. Ошибки будут такого характера: замена букв, близкими по звучанию или написанию;  «зеркальное» написание букв и цифр; пропуски букв при чтении и письме; недописывание слов или предложений; трудности понимания слов;

неправильное чтение похожих по форме букв; при чтении читается повторно та же строчка; трудности перехода из конкретного в абстрактный план; неумение решать задачи; отсутствие устойчивых навыков счета. У ребенка затрудняется понимание условия задачи, переносного смысла слов и словосочетаний, пословиц;  он не умеет видеть и удерживать в сознании одновременно разные стороны, различные признаки одного и того же предмета;  плохо запоминает прозу и стихотворения, у него ограниченный словарный запас.

samoreguljacija i samokontrol'Когда у ребенка наблюдается недостаточность процессов саморегуляции и самоконтроля, это будет отражаться на всем процессе учебы в целом и на каждом предмете в частности. Ребенок не будет выполнять требования учителя в полном объеме; он не сможет сделать качественно «работу над ошибками»; к концу работы количество ошибок будет возрастать; он будет испытывать трудности при письме; не будет успевать за темпом класса.

Так как же темперамент влияет на успехи в школе? (о типах темперамента и о том, какой темперамент у Вашего ребенка, вы сможете прочитать  в конце статьи.)

temperament i uspehi v shkoleВ первую очередь хочется поговорить о  детях, обладающих флегматичным темпераментом. Эти детки в силу своей природной организации нервной системы – медлительные. И, конечно же, это не может не сказаться на успеваемости в школе. Таким детям сложно выполнять задания в полном объеме при ограничении времени; у них замедленный темп письма, чтения, счета; замедленное протекание умственной деятельности; если ребенок начинает торопиться, то совершает больше ошибок (пропускает буквы, слоги, не дописывает слова и предложения).

Как обучение в школе складывается у учащихся с холерическим темпераментом? Эти дети задания выполняют быстро, но без достаточного их обдумывания и осмысления, что не может не сказаться на качестве. Для этих школьников характерны такие трудности в обучении как: пропуски букв и целых слов, недописывание слов и предложений из-за недостаточной устойчивости внимания, небрежный почерк, невдумчивое отношение к заданию.

Детки, обладающие меланхолическим темпераментом,  быстро утомляются, поэтому у них невысокая работоспособность, низкое качество усвоения учебного материала. Во время контрольных работ они испытывают сильные эмоциональные напряжение, что не может не сказаться на результатах. Ребенок пропускает буквы, слоги, не дописывает слова и предложения.

С причинами разобрались. Теперь давайте перейдем к ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.




Задания на развитие ПСИХОМОТОРНОЙ СФЕРЫ. 

  • На стандартном листе бумаги нарисуйте извилистую дорожку шириной 5 мм. Ребенку предлагается как можно быстрее провести карандашом линию по этой дорожке, не касаясь ее стенок и не пересекая их. Качество выполненной работы оценивается по числу касаний и времени выполнения задания.
  • Нижеследующие упражнения позволяют добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа письма. Материал дается по принципу возрастающей сложности.

1-й этап. Обвести под счет заготовленные образцы рукописных букв через прозрачную кальку. Отрабатывается написание букв, в которых:

а) полностью совпадают зрительные и двигательные элементы: заглавные Г, О, П, Р, Т, Э, строчные г, е, о, с, ъ, э;

б) частично совпадают двигательные и зрительные элементы (за счет удлинения конца элемента: А, Е, Жж, Зз, Ии, Йй, Лл, Мм, н, Уу, Цц, Чч, Шш, Щщ, ъ, Я; за счет удлинения его начала: А, 6, ж, к, н, п, т, р, ю;

в) при написании объединение двух зрительных элементов в единый двигательный комплекс происходит при условии главного перехода от одного элемента к другому: Б, Вв, Д, е, Кк, Н, Ю, Яя.

2-й этап. Обвести через прозрачную кальку под счет заготовленные рукописные слова, которые соединены в группы с одинаковой ритмической структурой и ударением (мак, рак, сок, мох), и под счет обвести через прозрачную кальку словосочетания (рыжая лиса, чайная чашка, глубокое озеро, веселый гномик, хороший друг).

3-й этап. Обвести под счет через прозрачную кальку предложения:

Даже на пожарище не бросай товарища;

Если небо хмурится, в лужицах вся улица;

Уроки сделал и скорей бегу во двор играть в хоккей.

 

стихи:

Когда живется дружно,

Что может лучше быть!

И ссориться не нужно,

И можно всех любить.

             (С. Михалков)

                                           Буквы печатные — очень аккуратные,

                                           Буквы для письма я пишу сама.

                                           Очень весело пишется ручке:

                                           Буквы держат друг друга за ручки.

                                                                    (Е. Подборнова)

микротексты:

Буратино ужасно устал. Он едва двигался. Вдруг сквозь ветки орешника он увидел прелестную лужайку. На ней стоял чудесный домик в четыре окошка. На ставнях были нарисованы солнце, луна, звездное небо. Вокруг росли прекрасные цветы. Дорожки посыпаны чистым песочком. В этом доме жила девочка Мальвина.

(По А. Толстому)

 

А также ряд простых упражнений:

  • Вырезание ножницами по контуру изображений разной степени сложности.
  • Рисование кругов, овала и других фигур.
  • Выполнение упражнений на прием мяча на коротком расстоянии.
  • Выполнение гимнастики пальцев рук.
  • Нанизывание бусинок на длинную нитку.
  • Раскрашивание картинок карандашом с разной степенью нажима.

 

 Задания на развитие ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ. 

  • Приготовить 10 листов с наклеенными на них 4-мя картинками отдельных предметов. Ребенку нужно рассмотреть группы картинок и определить, какая «лишняя», т.е. не подходит к остальным. Дать объяснение. Назвать остальные три предмета одним (обобщающим) словом.

Примерный набор картинок:

яблоко, груша, слива, помидор

чашка, блюдце, суп, тарелка

яблоко, персик, огурец, груша

роза, ромашка, василек, виноград

чашка, кастрюля, тарелка, стакан

молоко, сметана, каша, сыр

коза, курица, корова, овца

чайник, стул, стол, шкаф

машина, самолет, автобус, троллейбус

карандаш, портфель, тетрадь, шляпа

(«Лишние» слова выделены курсивом.)

 

  • Ребенку зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Предлагается найти это «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее».

Примерный набор слов:

— Журнал, портфель, чемодан, кошелек;

— Самолет, гвоздь, оса, вентилятор;

— Часы, очки, весы, термометр;

— Груша, книга, шуба, роза;

— Река, озеро, море, мост;

— Жук, линейка, весы, ножницы;

— Береза, сосна, ягода, дуб;

— Дедушка, учитель, папа, мама;

— Минута, секунда, час, вечер;

Василий, Федор, Семен, Петров.

                       («Лишние» слова выделены курсивом.)

 

  • Вы зачитываете по одному предложению текста. Ребенок должен ответить, сколько слов в каждом предложении.

Примерный текст для предъявления:

Наши котята еще очень маленькие. Они еще слепые. Они постоянно ищут мать. Им кушать хочется. Кошка кормит их своим молоком. Когда они наедятся, они засыпают. Мать убегает тогда искать себе пищу. Когда котята подрастут, глазки их откроются. Кошка будет им носить мышей. Она будет приучать их ловить мышей. Когда они совсем вырастут, они сами будут находить себе пищу. 

  • Для быстрого восприятия даются для чтения пары слов, различающиеся одной или несколькими буквами:

Близкий — ближний,                                    пуховый — пушной,

дедушка — девушка,                                   соседний — соседский

редкий — резкий,                                          ворота — ворона и др.

 

  • Подготовить текст или набор отдельных предложений, в которых наряду с правильными предложениями встречаются такие, которые содержат смысловые ошибки, делающие описываемую ситуацию нелепой. Задача ребенка — найти такие смысловые ошибки.

Примерные тексты для предъявления:

Весна

Наступило лето. На заснеженных ветках сидят соловьи. Из берлоги выкатились зайчата, очнувшись от зимней спячки. На деревьях распускаются почки и опадают листья. Люди тоже готовятся к лету: запасают корм на зиму для скотины, собирают урожай, утепляют дома и топят печь.

 Зима

На дворе зима. На мягкой травке резвятся мальчишки в теплых шубах. На рябинах еще висят прошлогодние желу­ди. В маленьком пруду много диких уток. Голуби и воро­бьи плещутся в дорожной пыли. Вокруг зимняя сказка! Де­ревья усыпаны тополиным пухом. Повсюду пахнет зимой.

 Осень

На дворе стоял конец сентября. Рано утром я вышел из дома. Поздней осенью, как обычно, буйно цвели яблони. Мне очень хотелось посмотреть», что сейчас в лесу делает­ся. Я шел по шелковистой зеленой траве, на которой бле­стели капли дождя. Далеко видно в лесу, а все потому, что листья опадают с деревьев. Бесшумно падают желтые, красные, бурые листочки на землю и устилают ее теплым покрывалом. А сквозь этот великолепный ковер прогляды­вают красные ягодки земляники. 

  • Ребенку в качестве эталона предлагается какое-либо длинное слово или псевдослово. Затем дается набор из 10-15 карточек, на ко­торых написаны как это слово-эталон, так и другие слова, отличающиеся от него лишь на одну-две буквы. Например, в качестве эталона выбрано слово «фломенидия». На карточках встречаются слова: фламанидия, фломенадия, флонемидия и т.п. Задача ребенка — быстро разложить карточки на две группы: со словами, совпадающими с эталоном, и со словами, отличающимися от него.

Сначала слово-эталон находится постоянно перед ребенком в  непосредственной близости, затем оно пространственно отделяется. На заключительном этапе слово-эталон показывается на 15-20 сек., а затем убирается, и  сличение осуществляется по памяти. Для усложнения задания  можно попросить ребенка раскладывать карточки на подгруппы:  не совпадает только одна буква, две буквы и т.д. 

  • Предложите ребенку рассмотреть и запомнить предметы, изображенные по одному на 4-5 картинках. Через 1 минуту картинки убирают, а ребенка просят назвать их по памяти. Затем ребенок должен отыскать эти картинки среди 10-12 похожих, беспорядочно разбросанных картинок. Так же можно учить узнавать буквы и цифры, используя специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр. Постепенно количество запоминаемых объектов (картинок, букв, цифр) следует увеличивать.
  • Ребенку нужно отделить слова друг от друга вертикальной черточкой:

ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНКА

КНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙКАРАНДАШЛУЧИГРАОКНО

 

  • Аналогично выполняется задание, только разделяются чертой слова в предложении:

БЫЛАЗИМАМОРОЗЩИПАЛЩЕКИПОТОМСТАЛОТЕПЛОВЫПАЛО

МНОГОСНЕГАДЕТИЛЕПИЛИСНЕГУРОЧКУОТСНЕГАРУКИЗЯБЛИ

НОЗАТОСНЕГУРОЧКАВЫШЛАХОРОША.

 

  • Ребенку даны два ряда слов, между которыми смысловые связи отсут­ствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребенок запоминает вто­рое слово пары, стараясь для этого установить какую-либо смыс­ловую связь между словами данной пары (интервал между пара­ми слов — 5 сек.). После прочтения всех пар через 10 мин. прочитайте левые слова каждой пары, а ребенок должен воспроизвести слова правой половины ряда. Подсчитывается количество пра­вильно воспроизведенных слов. Чем больше слов воспроизводит ребенок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысло­вые связи.

Слова для предъявления:

слива-лампа                                                            гребень — земля

синица — сестра                                                      компас — клей

лейка — трамвай                                                       кит — сигарета

мухомор — диван                                                      спички — овца

ботинки — самовар                                                   терка — море

графин — брат                                                           шляпа — пчела

жук — кресло                                                              рыба — пожар

 

  • Ребенку необходимо описать внешний вид любого, выбранного Вами объекта. Задание ребенку: «Внимательно рассмотри объект и расскажи, какой он по виду». Ответ оценивается с точки зрения количества выделенных и охарактеризованных свойств и признаков объекта.
  • Определение недостающих деталей на рисунках. Задание ребенку: «Посмотри, все ли правильно на этих рисунках? Если неправильно, дорисуй их». Оценивается число правильных ответов.
  • Обнаружение малозаметных компонентов. Для сравнения предлагаются два рисунка, отличающиеся незначительными деталями. Вопрос ребенку: «Одинаковы ли рисунки или чем-нибудь отличаются?» Подсчитывается количество найденных отличий.
  • Задание «Запутанный рисунок»: на бумаге на одно и то же место наносятся контуры нескольких предметов (10-15). Задание ребенку: «Назови предметы, которые ты здесь видишь». Подсчитывается количество выделенных предметов.
  • Узнавание объектов. Ребенку показываются контурные изображения птиц, листьев различных деревьев и предлагается узнать и назвать их.
  • Ребенку предлагается внимательно выслушать и постараться с первого же раза запомнить 10 не связанных по смыслу слов, которые вы будете произносить, с интервалом 2-3 сек. Слова воспроизводятся учеником сразу после их запоминания. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.

Примерный набор слов:

лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

 

  • Ребенку дается задание описать какую-либо сюжетную картинку. На основе полученных результатов, можно определить уро­вень развития наблюдательности (анализирующего восприятия) ребенка:

— если выделяются только броские черты, описание неполное, слабо выражена интерпретирующая деятельность — бедное и слабо дифференцированное восприятие;

— если выделяются основные части объекта, но характеристика  объекта  односторонняя, интерпретирующая  деятельность слабая;

— если интерпретация наблюдений осуществляется на основе вычленения связей, близких жизненному опыту ребенка, дается исчерпывающая характеристика воспринимаемых свойств объекта в условиях самостоятельной деятельности, подмечаются малозаметные детали, проявляются интерес и потребность в наблюдении – анализирующее восприятие ребенка на высоком уровне. 

  • Научите ребенка читать написанные вертикально слова:
ма                                         маш                                      ма
ш                                           ин                                         шин
ина                                        а                                           а                                                                                                                                                            
  • Ребенку необходимо назвать слова, близкие друг к другу по существу:

— заморский, ношу, носить, нос, морилка, морской, носилки, переносица, уморить, приморский, разносчик, носовой, моряк, море;

— соль, солонка, посолить, солнечный, солонина, слоеный, соленый, стол;

— вода, вожу, вожатый, безводный, водник, водить, вождь, проводник, надводный, водяной, водитель, завод, подводный, водянистый, водичка, водолаз. 

  • Попросите ребенка посмотреть вокруг себя и увидеть как можно больше предметов одной и той же формы, одного цвета, из одного материала; предметы, названия которых начинаются с одной и той же буквы.
  • Вы называете последовательность цифр, с интервалом между ними 2-3 сек. и предлагает ребенку  повторить ее без ошибок. Начиная с последовательности из двух-трех цифр, постепенно количество цифр, составляющих последовательность, увеличивается. Чем большее количество цифр сможет правильно повторить ребенок, тем лучше у него развита произвольная память на цифровой материал.

Примерные цифровые последовательности:

3-5
4-6-2
8-1-4-7
2-8-5-3-9
1-7-2-4-8-3 и т.д.
 
  • Предложите ребенку без ошибок переписать следующие строчки:
  1.  АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА
  2. ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР
  3.  РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРРА
  4.  ГРУММОПД
  5.   ВАТЕРПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ
  6.   ГРАСЕМБЛАДОВУНТ
  7.   ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВАТЕНОРРА
  8.   ЛАЙОНОСАНДЕРА
  9.   МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНАЛЕТЕЛЛИГРАНТОЛИАДЗЕ
  10.  МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН
  11.  МУСЕРЛОГГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГРАФУНИТАРЕ
  12.  АДСЕЛАНОГРИВАНТИБЮДАРОЧАН
  13. БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙМСТЕНАТУРЕПВА  ДИОЛОЗГЛНИЧЕВЯ
  14.  ОСТИМАРЕ
  • Ребенка просят внимательно рассмотреть какой-либо узор, составленный из геометрических фигур и нарисованный на листе бумаги, и точно так же воспроизвести по памяти его в тетради.
  • Изображение какого-либо предмета (например, чайник, кастрюля, лампа, цветок или др.) расчертить на 16-25 квадратов (4×4 или 5×5). Дать ребенку заранее приготовленную сетку из такого же числа квадратов большего или меньшего размера и попросить перерисовать по клеточкам заданное изображение.
  • Ребенку предлагаются 25-30 картинок, на каждой из которых одно изображение (например, домашние животные, домашние птицы, дикие животные, дикие птицы, рыбы). Вы просите разделить их так, чтобы в каждой группе были картинки, имеющие между собой что-то сходное, общее, одинаковое. Ребенок должен ответить, почему эти картинки он объединил в одну группу. Отмечается количество выделенных групп.
  • Ребенку нужно разделить на две группы 12-14 слов всеми возможными способами. Например, предлагаются названия животных: лось, ястреб, белка, лисица, бык, лошадь, ворона, волк, кот, гусь, курица, собака.

Варианты деления: наземные животные и птицы; домашние и дикие животные; хищные и нехищные; существительные мужского и женского рода; по количеству слогов; слова, оканчивающиеся и не оканчивающиеся на мягкий знак и т.д. Отмечается, сколько видов деления осуществил ребенок. 

  • Ребенку необходимо сформулировать своими словами общий смысл пословиц:

Тише едешь — дальше будешь.

Где тонко, там и рвется.

Не гони коня кнутом, а гони его овсом.

Работа не волк, в лес не убежит.

 
  • Данное упражнение рассчитано на усвоение пространственных соотношений с целью выработки умения правильно пользоваться предлогами в устной речи. Например, предложите ребенку положить книгу на стол, под стол, в стол, около стола, за стол, над столом и др.
  • Задание ребенку:  нарисовать домик, елочку, забор в прямом и перевернутом видах; рассматривать картинки в прямом и перевернутом видах.
  • Использование игр с постройками из кубиков.
  • Составление узоров из геометрической мозаики по рисунку и по памяти, работа с конструктором, склеивание различных моделей с выяснением, где какая сторона, верх, низ изделия и т.д.
  • Перед ребенком находится большой квадрат, разделенный на девять клеточек. Задача ребенка смотреть на фигурку, расположенную в центральной клеточке и мысленно ее передвигать на одну клеточку в соответствии с Вашими указаниями (например: «Вверх, влево, вниз, вправо, вверх, вправо, вниз). Ребенок должен определить местонахождение фигурки по Вашей просьбе в любой момент, когда Вы об этом попросите. Усложнение задания достигается за счет увеличения количества и скорости передвижения фигурки.
  • Необходимо нарисовать десять кружков. Ребенку дается задание зачеркнуть: а) три кружка, семь кружков; б) третий кружок, седьмой кружок. Нарисовать флажок между четвертым и пятым кружками и т.д.
  • Написание слов справа налево: яблоко, петух, брюки, вагон, зеркало, школа, семечко, попугай, книга, тетрадь, телефон, ваза, машина.
  • Вы должны предъявлять ребенку круг одной и той же величины на разных расстояниях (5 м, 7 м) от ребенка и предлагать подобрать круг, равный ему по величине, из числа кругов, находящихся рядом с ним. То же задание можно выполнить с заменой кругов вертикальными линиями.
  • Предложить ребенку нарисовать предмет такой же величины, каков он в действительности.
  • Демонстрируя соответствующие изображения, учить ребенка правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов: высокий — низкий (дом), длинный — короткий (хвост), широкий — узкий (ручей), толстый – тонкий (карандаш).
  • Попросите ребенка рассмотреть рисунок, на котором посередине проведена прямая горизонтальная линия и приведены рисунки различных предметов, расположенных выше, ниже или на ее уровне. Задавайте вопросы о расположении предметов на рисунке.

Выше какого предмета находится… (мяч)? Ниже какого предмета находится… (мяч)? Что находится правее… (мяча)? Что находится левее… (мяча)?

Что находится на линии, над линией, под линией? Что будет находиться на линии, если ее продолжить вправо, влево? 

  • Нужно вставить пропущенные числа:

1, 4, 7, 10,…, …, 19, 21, 24, 27                                  правильный ответ: 13, 16

5, 8, 10, 11, 14, 16, 17, 20, …, ….                              правильный ответ: 22, 23

11,…, …, 11, 13, 12, 14, 13, 15, 14                            правильный ответ: 10, 12

 

  • Произнесите ребенку отдельные звуки («с», «а») и предложите сказать, какой слог должен получиться. Материалом для заданий являются прямые слоги («са», «ну»), обратные слоги («ап», «ом»), закрытые слоги («сас», «лам»), слоги со стечением согласных («ста», «сто»). В более сложном варианте произносятся отдельные звуки, например: «с», «у», «м», «к», «а», и нужно сказать, какое слово получится.
  • В нижеприведенных рядах букв попросите ребенка найти «спрятавшиеся» там слова:

ГАЗЕТАВРОАТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ    (газета, дом)

ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД   (очки, пакет)

АВМЛБЕРЕЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ     (береза, книга)

ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКАВИСНУЕКЫМЧСЯ   (кошка)

ЗВНКПЕНАЛВИСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ   (пенал, лес)

 

  • Ребенку необходимо выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые написаны как образец:
СЕ
ОБ
ГДЕ
КОТ
СЛОН
ВОДА
КАКОЙ
ЧАШКА
СЕ ЕС СО СЕ ЕС СО СЕ СЕ ОС ЕС СЕ
БО БИ ОБ ОБ БА БО БА ОБ ВО ОБ БО БО
ДЕГ ГЕД ГЛО ГЕД ЕГД ГЛЕ ГЛО ДОГ ГЕД ГДЕ
ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ КТО
НОСЛ ЛОСН СМОН СЛОЛ ЛОСМ СЛОН ЛОСМ СЛОМ
ОДАВ ВАДО ВАДА ДАВО ВОДА БАДА ДОВА ВОДА
КОКОЙ КОКАЙ КОКАТ КАЙОК КАЙОК КАКОЙ КАКОЙ
ЧАЩКА КАЧАШ ЧАКАШ ЧАШКА ШКАЧА ЧАШКА ЧАЩКА

  

  • Задача ребенка определить количество звуков в словах «мак», «шуба», «карточка», «гвоздь» и др. (отметить трудности в дифференциации выделенного звука с близким акустическим звуком и в какой мере ребенок может выделять звуки, которые он произносит правильно или неправильно);

Преобразовать слова путем замены, перестановки или добавления звуков и слогов (например, заменить гласный звук: «сок» — «сук», переставить буквы в слоге и назвать полученное слово: «марки»- «рамки», придумать слова, состоящие из трех звуков, и которых второй и третий звуки известны («…ом- дом, ком, сом, лом» и др.). 

  • Ребенку нужно последовательно выделить звуки, входящие в состав данного для анализа слова:

а) кот, дом, сом, шуба, окно, сумка, щипцы, кле­щи, бабушка, карточка, обезьяна, дверь, ткач, гнездо, дружба, торт;

б) скворечник, чернильница, трещотка, кастрюля, кораблекрушение.

Определить количество звуков в слове.

 

  • Назвать звуки в слове, стоящие перед или после определенного звука (например, какой звук в слове «гвоздь» стоит после или перед «з»; в слове «дрова» стоит перед «в» или после «д» и т.д.).
  • Назвать слова из трех, четырех, пяти звуков и выделить в них звуки в той последовательности, в какой они следуют в этих словах.
  • Придумать слова, название которых начинается на определенный звук, например на звук «с», но чтобы после него стоял бы гласный звук «а».
  • Ребенку нужно составить предложения с данными словами:
— ветер, капуста, осина;
— ваза, чашка, хлеб, солнце;
— очки, лимон, книга, звонок, тепло.
 
  • Вы называете слова, а задача ребенка ответить, какое из этих слов длиннее, какое короче: какое больше, какое меньше.

Сравни слова «карандаш» и «карандашик». Какое из этих слов короче? Почему?

Сравни слова «кот» и «кит». Какое из этих слов больше? Почему?

Какое из двух слов длиннее: слово «удав» или слово «червячок»?

Какое слово длиннее: слово «минута» или слово «час»? Почему?

Какое слово короче: слово «хвост» или слово «хвостик»? Почему?

Какое слово больше: «мышка» или «мишка»?

Какое слово короче: «усики» или «усы»?

Отсутствие устойчивого различения предметной отнесенности и звуковой оболочки слов свидетельствуют о неразвитости умения вычленять элементы звуковой формы. 

  • Вы быстро открываете и закрываете слова, состоящие из четырех букв, а ребенок читает до тех пор, пока не будет схватывать слово за мгновение. Затем ребенку даются карточки со словами из большего количества букв. Упражнения продолжаются до тех пор, пока ребенок не научится читать слова, состоящие из десяти букв.

Примерные наборы слов:

(4)     (5)     (6)        (7)      (8)         (9)         (10)
паук экран скрипка синоним лепесток жадничать гололедица
бусы около компас тротуар уроженец зарисовка лучезарный
сыро разве челнок веселье канонада викторина аппендицит
роса цинга шнурки пианино вещество богатство спозаранку
брат чабан костюм зеркало аквариум гривенник катастрофа
фото щегол пчелка катушка очевидец иждивенец равновесие
ирис ханжа азбука собачка докрасна дирижабль реформация
пара фаянс колесо колокол блюдечко бюллетень карбованец
зима шифер глобус ножницы волейбол коллектив излечиться
свой верба павлин кровать закоулок несколько заиндеветь

 

  • Ребенку предлагается последовательно читать слова, расположенные в виде горки. Чем ниже он будет спускаться, тем будем  труднее читать. Затем предложите ребенку читать каждое слова по буквам в обратном порядке.

Примерные наборы слов:

уа вы за
яд тюль лик
щуп озон иней
цена лобзик эфир
унты тесьма хорей
муфта парафин мумия
нутрия лестница туризм
орхидея субботник примесь
закрепить автомобиль изойдешь
близнецы шестнадцать горемыка
наверняка презентация баклажан
периодизация можжевельник квадратура
разноголосица картофелевод двумястами
шифровальщица многоканальный разгильдяйство
электромагнетизм   литературоведение  жертвоприношение   
  •  Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, т.е. открыты глазу, а нижние не видны и находились под листом. После прочтения ребенком первой строчки лист сдвигается вниз так, чтобы была прикрыта нижняя часть второй строчки, потом третьей и т.д. Можно также разрезать старую книгу или газету на строчки, а затем в каждой строчке отрезать ее нижнюю часть. Начинать можно с прикрытия лишь нижней четверти строчки, постепенно увеличивая прикрытие до половины и даже больше. Сначала можно использовать тексты знакомые, затем — незнакомые. 
  • Чистый лист накладывается на текст так, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Ребенку приходится читать только по нижним частям букв. Желая облегчить себе задачу, ребенок, вслух читая верхнюю строчку, будет стремиться одновременно быстро про себя прочитать нижнюю, следующую строчку, пока она открыта. Переход на такой способ чтения весьма желателен, так как формирует способность быстрого схватывания целиком нескольких слов.
  • Ребенку необходимо «собрать» предложения, т.е. расположить слова в правильном порядке.

1.  Сосулька, крыше, на, длинная, висит

(На крыше висит длинная сосулька)

2. Рощу, мы, летом, в, часто, ходим.

(Летом мы часто ходим в рощу)

3. Центре, розовый, в, расцвел, самом, сада, куст.

(В самом центре сада расцвел розовый куст)

4. Снова, берегу, дельфин, к, минут, подплыл, несколько, через.

(Через несколько минут дельфин снова подплыл к    

берегу)

5. Но, весеннее, в, холодно, солнце, тени, печет, сильно, еще.

(Весеннее солнце сильно печет, но в тени еще

холодно)

 

 Задания на развитие процессов САМОРЕГУЛЯЦИИ и САМОКОНТРОЛЯ. 

  • На листе бумаги в широкую линейку (поля обязательно справа) ребенку предлагается писать палочки и черточки между ними сле­дующим образом:

I-II-III-I-II-III- …

Выполняя задание, ребенок должен соблюдать следующие правила:

  • писать палочки и черточки в заданной последовательности;
  • правильно переносить системы знаков с одной строки на другую (не начинать обязательно каждую новую строку с одной палочки и не разрывать системы из двух и трех палочек при переходе на новую строку);
  • не писать на полях;
  • писать палочки и черточки не на каждой строке, а через строку.

Время выполнения задания — 10-15 минут.

Критерии оценки качества выполненной работы:

— степень полноты принятия задания (принимает все правила, принимает частично, не принимает);

— степень полноты сохранения задания до конца занятия (сохранение всех правил, сохранение лишь отдельных правил, не выполняет ни одного правила);

—    качество самоконтроля по ходу выполнения задания (замечает ли и исправляет ошибки или не замечает их);

—    качество самоконтроля при оценке результата деятельности (старается основательно проверить, ограничивается беглым просмотром, вообще не просматривает работу, а сразу по окончании сдает на проверку учителю).

 

  • Ребенку предлагается по сигналу «Внимание!» фиксировать взглядом середину листа и постараться прочесть предъявляемый на короткое время (не превышающее 0,5 сек) материал и записать его. При этом ребенку сообщается, что если он записал правильно больше 5 букв в двух самых длинных словах, то он выиграли (в процессе тренировок необходимый объем увеличивается), если меньше, то проиграли. Выиграв­ший получает какой-либо приз.

А) Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например:

РБВЛ ЖКПРЧ

кптнсд дпв

БМДРКЛФ

стпцгвдк

МВПКШЛЧБХ

ктмц дзнтк

ШРВТБЧ

шгс мвхштсг

ЖГВПРМТК БРНЦДКСЧГ

Б) Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв, например:

Стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор, магнитофон, мотоциклист, командировка.

Ваза, плита, солнце, чернила, пистолет, спектакль, автомобиль, конструктор, велосипедист. 

  • Подготовьте лист бумаги на котором, необходимо предварительно начертить перепутанные линии (слева будет начало перепутанных линий, а справа – конец). Перед началом работы ребенку сообщается задание: «Перед тобой на листке ряд перепутанных линий. Каждая из них начи­нается слева и заканчивается справа. Твоя задача — просле­дить каждую линию слева направо и в той клетке, где она за­канчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с первой линии, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца».

Первоначальное количество линий, предлагаемое ребенку, зависит от уровня его подготовки. Практика показывает, что обычно это 5-8 линий. Сначала можно разрешить ребенку помогать себе пальцами или карандашом, переходя, по возможности, к слежению только глазами на последующих занятиях. Как только предлагаемое количество линий будет «распутано» ребенком быстро и без помощи подручных средств, их число должно быть увеличено.

  • Ребенку предлагается найти ошибки в тексте.

«На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а те­перь растут. В огороде много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня». 

  • На листе бумаги в клетку ребенок рисует под Вашу диктовку узор, проводя линии требуемой длины и заданного направле­ния (направо, налево, вверх, вниз). Затем ребенок продолжает узор самостоятельно по заданному образцу.

Выполнение работы под диктовку и самостоятельное продолжение оцениваются отдельно. На тет­радном листе, отступив четыре клетки сверху и слева, ставятся три точки одна под другой (расстояние между ними по вертика­ли 7 клеток).

Задание ребенку: «Будем учиться рисовать узоры. Они должны быть красивыми и аккуратными. Для этого меня нужно внимательно слушать — я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Говорю один раз, без повторений. Каран­даш от бумаги не отрывать».

Тренировочный узор. Задание: «Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз. Дальше до конца строки продолжай самостоятельно». Вы можете помогать и указывать на ошибки. В последующих узорах исправлять ошибки ребенка нельзя.

Первый узор. Задание: «Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вверх, одна клетка на­право, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. Те­терь продолжай самостоятельно».

Второй узор. Задание: «Поставь карандаш на нижнюю точку. Внимание! Рисуй линию: три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, три клетки вверх. Дальше продолжай самостоятельно».

Оценка качества выполненного задания:

Высокий уровень — в целом узоры соответствуют диктуемым, в одном из них встречаются отдельные ошибки.

Средний уровень — оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки или один узор выполнен без (ошибок, а другой не соответствует диктуемому).

Уровень ниже среднего — один узор частично соответствует диктуемому, другой — вовсе не соответствует.

Низкий уровень — оба узора не соответствуют диктуемым. 

  • Вызываем у ребенка мысленные образы и их эмоциональную окраску. Предложите ребенку закрыть глаза и вообразить следующие картины:

Осиное гнездо

Осиное гнездо у вашей двери

Осиное гнездо у вашей кровати

Старик на скамейке

Старик на скамейке на солнце

Плачущий старик на скамейке на солнце

Острый нож

Острый нож, режущий мясо

Острый нож, режущий вам палец

Птичка, клюющая корм в саду

Птичка, купающаяся в луже

Птичка, взлетающая, спасаясь от кошки

А теперь задача ребенка записать то, что ему запомнилось.

  

ТЕМПЕРАМЕНТ.

В начале статьи мы рассмотрели, как темперамент может влиять на учебу. Поэтому, холерика останавливаем и просим проверять сделанную работу. Флегматика не торопим. Меланхолика  успокаиваем и даем чаще отдыхать. Сангвиник справится со всем самостоятельно.

Для того чтобы определить тип темперамента нужно провести линейку тестов. У нас, к сожалению, нет такой возможности, поэтому попробуем определить темперамент Вашего ребенка с помощью наблюдения.  А в следующей статье мы поговорим с Вами на эту тему подробно. Не пропустите! 

Выявление свойств темперамента, проявляющихся в поведении детей.

Понаблюдайте за ребенком и запишите свои ответы на следующие вопросы:

1. В ситуации, когда требуется быстро действовать:

а) легко включается в работу; б) действует со страстью; в) действует спокойно, без лишних слов; г) действует неуверенно, робко.

2. Как реагирует ребенок на замечания:

а) говорит, что больше так делать не будет, но через какое-то время опять делает то же самое; б) возмущается, что ему делают замечание; в) выслушивает и реагирует спокойно; г) молчит, но обижен.

3. При обсуждении с товарищами вопросов, которые его очень волнуют, говорит:

а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям дру­гих; б) быстро, со страстью, но других не слушает; в) медленно, спокойно, но уверенно; г) с большим волнением и сомнением.

4. В ситуациях, когда нужно сдавать контрольную работу, а она еще не закончена или сделана, как выясняется, с ошибкой:

а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию; б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибки; в) решает спокойно, пока учитель не подойдет к нему и не возьмет работу, по поводу ошибок говорит мало; г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5. При решении трудной задачи (или выполнения трудного задания), если она (или оно) сразу не получается:

а) бросает, потом опять продолжает решать; б) решает упорно и настойчиво, но время от времени, резко выражает свое возмуще­ние; в) спокойно; г) проявляет растерянность, неуверенность.

6. В ситуации, когда ученик спешит домой, а учитель или актив класса предлагает ему остаться в школе после уроков для выполнения конкретного задания:

а) быстро соглашается; б) возмущается; в) остается, не говоря ни слова; г) проявляет растерянность.

7. В незнакомой обстановке:

а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает нужные сведения для ориентировки, быстро принимает решения; б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого не получает необходимых сведений, но решение принимает быстро; в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решением не спешит; г) робко знакомится с обстановкой, решение принимает неуверенно.

Примечание: буквы перед вариантами поведения означают: а — сангвинический темперамент (сильная нервная система, подвижные нервные процессы), б — холерический темперамент (сильная нервная система, подвижные нервные процессы, неуравновешенность нервных процессов в сторону возбуждения), в — флегматический темперамент (сильная нервная система, инертные нервные процессы), г) меланхолический темперамент (слабая нервная система). Подсчитайте количество отмеченных букв а, б, в, г и выявите ту, которая наиболее часто встречалась в ответах. Соответствующий ей темперамент и будет, с определенной долей вероятности, присущ данному ребенку.

Определение преобладающего типа темперамента ребенка.

Понаблюдайте за выполнением домашних заданий ребенком и ответьте на следующие вопросы:

1. Как долго он может работать, не делая перерыва?

2. Влияют ли помехи (какие?) на концентрацию его внимания во время выполнения задания?

3. Как он преодолевает утомление?

4. Как проявляются чувства у ребенка в процессе выполнения домашних заданий (реакции на успех и неудачу)?

5. Как он реагирует на трудности?

6. Как относится к замечаниям учителя?

7. Как быстро включается в деятельность?

8. Как переключается с одного задания на другое?

9. Как быстро у него меняются чувства во время выполнения задания? 

О силе (слабости) протекания нервных процессов свидетельствуют ответы на вопросы 1-3, об их уравновешенности или неуравновешенности — ответы на вопросы 4-6, о подвижности или инертности — ответы на вопросы 7-9.

Сангвинический темперамент (сильная нервная система, подвижные нервные процессы). Холерический темперамент (сильная нервная система, подвижные нервные процессы, неуравновешенность нервных процессов в сторону возбуждения). Флегматический темперамент (сильная нервная система, инертные нервные процессы). Меланхолический темперамент (слабая нервная система). 

 

obuchenie v shkoleВсе задания на развитие несут двойную функцию: диагностическую и корректирующую. Если есть у Вас возможность провести диагностику развития всех познавательных функции, сделайте это. И вы точно будете знать на развитие какой функции сделать упор. Если нет, делайте все задания подряд.

Первый раз Вы сделайте задание с тем, чтобы определить, есть ли у ребенка проблема в развитии данной сферы. Если задание ребенок выполняет легко, переходите к следующему заданию.

В том случае, если ребенок не может самостоятельно выполнить задание, вы должны с ним разобрать упражнение детально, помочь в выполнении. Затем снова предложить выполнить аналогичные задания до тех пор, пока он не усвоит данный материал. 

ИТАК, в данной статье мы с Вами коротко рассмотрели, какие бывают психологические причины неуспеваемости ребенка в школе. Какие конкретно ошибки будет совершать ребенок, в зависимости от той или иной причины.  А также я опубликовала для Вас ряд практических заданий для устранения этих причин. 

Если Ваш ребенок испытывает трудности в учебе, помогите ему, всего лишь выполняя упражнения на развитие. Дополнительно Вы можете выполнять развивающие задания для детей от трех до семи лет, которые я опубликовала ранее.

И если он с Вашей помощью справится с затруднениями в начальной школе, то это будет хорошим фундаментом для достойной учебы в средней и старшей школе.

До новых встреч, дорогие посетители! http://entertaining-psychology.ru

психология

Добавить комментарий