КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

«В настоящее время все больше детей увлекается компьютерными играми. Иногда это увлечение становится настолько сильным, что все остальные интересы отходят на второй план. В обзорной статье Натальи Стукало, психолога и специалиста по работе с компьютерной зависимостью собраны различные взгляды на  чрезмерное увлечение ребенка компьютером, причины формирования компьютерной зависимости и способы ее диагностики».

Что плохого в том, что ребенок играет в компьютер? 

На одной из моих мастерских по компьютерной зависимости участник задал вопрос:

«Вот мы говорим о вреде компьютерной зависимости, рассказываем о профилактике, даем рекомендации родителям, с какого возраста ребенка можно допускать до компьютера, а в каком ни в коем случае нельзя. А зачем все это? Сейчас другое время, другие люди. Современные дети быстрее осваиваются с техникой. Будет ли успешным во взрослой жизни  ребенок, которого до определенного возраста оберегали от знакомства с компьютером?» 

Под интервью я увидела комментарий: «Проблема компьютерной зависимости надумана. Она актуальна для Америки, а у нас другой менталитет»… 

Обычно на такие комментарии я отвечаю: «Спросите у родителей, у которых ребенка не оторвать от игр, надумана ли проблема, и нужно ли ее решать». 

Приглашаю Вас к обсуждению:

АКТУАЛЬНА ЛИ ПРОБЛЕМА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ И ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОНА ПРОБЛЕМОЙ ВООБЩЕ? 

igrovaja komp'juternaja zavisimost'

Так ли хорошо дети с игровой зависимостью разбираются в компьютере? 

Игрозависимые дети часто не очень хорошо разбираются в компьютере. Проверить это просто. Попросите своего ребенка создать документ или презентацию в офисной программе. Попросите отредактировать фотографию или переконвертировать аудио-файл в другой формат, восстановить потерянные данные. И все станет ясно. 

Игровая индустрия  максимально упростила пользование играми и иногда кажется, что ребенок — компьютерный гений. Но часто максимум, на который он способен: найти информацию, как пройти игру, прописать читерские коды для получения преимуществ в игре, написать пост и вывесить фото в социальных сетях. 

Правда, встречаются хакеры способные удаленно залезть в чужие документы или включить веб-камеру на ноутбуке одноклассницы. Но таких умельцев меньшая часть. 

Если Ваш ребенок действительно хорошо разбирается в компьютере и программном обеспечении, а игрушки для него лишь времяпровождение, если у Вас хорошие отношения в семье, у него есть друзья, и неплохо идут дела в школе, он увлечен спортом или другим хобби, то все в порядке,  это статья не для Вас. Если сомневаетесь – давайте разбираться дальше. 

Правда ли у нас другой менталитет и это не наша проблема?

Компьютер и наркотики. В чем разница?

Подростковый и юношеский возраст традиционно считается одним из наиболее существенных факторов риска для развития разных форм зависимостей от психоактивных веществ.

Казалось бы, компьютер к этому не имеет никакого отношения.

В ходе клинических исследований детские психиатры заметили, что фанаты компьютерных игр приспосабливаются к состоянию пассивного возбуждения, когда разрядка наступает без усилий, всего лишь методом возбуждения подкорковых структур, отвечающих за какую-либо эмоцию.

В результате игрок привыкает расслабляться, просто играя в компьютер. Такое воздействие признано идентичным наркотической зависимости, когда «пассивным возбудителем» служит очередная доза.

Вот некоторые из проявлений наркотической зависимости у подростков (по критериям DSM-IV и МКБ-10): бесконтрольность использования, значительное стрессовое воздействие, сопряженность с финансовыми проблемами, социальные и учебные трудности, провокация симптомов, характеризующих гипоманию (состояние, сходное с манией, но менее тяжёлое в своих проявлениях).

Что-то напоминает, не правда ли? 

Но есть и хорошие новости.

При компьютерной зависимости не формируется такой стойкой и сильной химической зависимости, как это происходит при употреблении наркотиков. 

igrovaja komp'juternaja zavisimost'

Надо ли запрещать ребенку пользоваться компьютером?

В эпоху компьютерных технологий запрещать ребенку пользоваться компьютером бессмысленно. Не стоит также забывать об изначальной инструментальной полезности компьютера в жизни человека.

Первые поступившие в продажу компьютеры были созданы для удобства работы с текстами. Сейчас мощнейший функционал компьютера позволяет обрабатывать фотографии, создавать видео и аудио, работать с вычислениями, создавать полезные программы для удобства пользователей, дистанционно обучаться и общаться с друзьями, делать покупки, не выходя из дома. 

В ЧЕМ ПРОВИНИЛСЯ КОМПЬЮТЕР? 

Компьютер не виноват, что его используют не по назначению. Компьютер — всего лишь средство, на котором можно запустить любую программу.

Компьютер не виноват, что люди размещают порнографию, занимаются взломом паролей и совершают киберпреступления.

Компьютер не виноват, что производители игр, имеющие обширные знания в психологии и поведении человека, используют их, играя на инстинктах и слабостях человека. 

Стадии формирования игровой компьютерной зависимости:

1. Стадия легкой увлеченности. Появляется интерес к сюжету игры, происходит соотнесение себя с главным героем, нравится графика, музыка, динамика игры.

Специфика стадии в том, что игра в компьютер носит скорее ситуационный, нежели систематический, характер. Устойчивая потребность в игре пока не сформирована, процесс игры не является значимой ценностью для человека

2. Стадия увлеченности. Игра приобретает систематический характер и становится способом бегства от реальности и замещения значимых потребностей. Если возможности сесть за любимую игру нет, человек прибегает к различным активным действиям, чтобы добиться своего.

3. Стадия зависимости. На этой стадии происходят серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере зависимого. Происходит изменение самосознания и самооценки. Игра полностью вытесняет реальный мир.

4. Стадия привязанности. Это последняя, завершающая стадия в компьютерной зависимости. Она характеризуется угасанием игровой активности человека. Игрок держит дистанцию с компьютером, однако, полностью оторваться от уже сформировавшейся и укоренившейся потребности в виртуальной реальности он не в силах. Этот период может длиться долго, и важным будет считаться уровень снижения неконтролируемой тяги. Следует отметить, что возможен новый всплеск игровой активности вследствие появления новых игр. После того, как игра постигается, происходит возвращение тяги на исходный уровень.

Большая часть современных разработчиков компьютерных игр делают все возможное, чтобы перехода на стадию привязанности не произошло.

Здесь и далее я приведу фрагменты из поста в ЖЖ человека, который был зависимым от онлайн-игр, самостоятельно разобрался и справился с этой проблемой.

Основная задача разработчиков игры – сделать так, чтобы геймер демонстрировал необходимый стереотип поведения.

Важно понимать, что при разработке коммерческих проектов игр не идет речи об удовольствии, которое должен получить игрок, или чувстве удовлетворения. Важен только определенный стереотип поведения.

Создатели игр строят свои концепции на основании работ психолога Берреса Фредерика Скиннера, который показал, что поведение человека можно контролировать при помощи простых стимулов и системы вознаграждений.

Для проверки своих теорий Скиннер придумал специальное устройство, позже названное в его честь камерой Скиннера. Устройство это представляет собой клетку для небольшого животного, например крысы, в которой есть кнопка. Нажимая на кнопку, крыса получает вознаграждение в виде кусочков сухого корма…

Практически в каждой игре, созданной за последние 25 лет, нужно было собирать какие-то предметы или бонусы.

Сам по себе этот факт не представляет ничего страшного.

Опасность в том, что геймер воспринимают эти предметы как реальные и ценит вне зависимости от того, насколько они важны для выполнения игровых задач.

Принципы формирования зависимости производителями игр. 

Игры, которые выгодно продавать, построены производителями на принципе подкрепляющих поощрений.

Это онлайн-шутеры (стрелялки – командные или одиночные сражения), где бесконечно идет рост опыта игрока, званий, рейтинга, апгрейд оружия.

Это онлайн-квесты, где надо постоянно искать предметы и до бесконечности прокачивать своего персонажа, для сражений с другими персонажами игры.

Такие игры построены на рефлексе подкрепления в виде постоянных бонусов и усовершенствования боевой амуниции, магии и харизмы. Игрок, в такой игре не замечает, что по факту он всего лишь подопытная мышь с выработанным рефлексом нажимать на кнопку за бонус (подкрепление), который своим поведением лишь подтверждает эксперименты Скиннера.

В своей статье игровик из Microsoft убедительно доказывает: разработчики прекрасно понимают, что предметы, которые они заставляют геймеров собирать – это и есть те самые куски сухого корма, которые получают крысы в камере Скиннера…

Геймер не может остановиться, т.к. все время есть иллюзия, что можно достичь еще большего статуса в игре, собрать еще больше бонусов. С каждым уровнем количество бонусов уменьшается, но у игрока все время есть надежда, что «сейчас повезет». 

Здоровые интересы ребенка в компьютере.

Если ребенок, сидя за компьютером, изучает языки и математику, историю и страны, играет в шахматы и другие традиционные игры, учится создавать тексты и презентации, занимается фотографией, дистанционно обучается у репетитора, смотрит мультфильмы и кино –  что же в этом плохого?

К сожалению, родители чаще предпочитают усадить ребенка за планшет или ПК «чтобы не мешал» или просто дают деньги на покупку игр и даже вместе с ребенком ходят на ночные презентации очередного продолжения игры-стрелялки. Происходит это не умышленно. Родители просто, не задумываются, какой игрой увлекается ребенок, чему она учит, какие навыки развивает, и каков ее ключевой принцип.

Существует четкая грань между развивающими играми, в которые полезно играть ребенку, и играми, удерживающими у монитора, выманивающими деньги, вызывающими агрессию, жестокость, безразличие к социальному окружению.

В норме, хорошая игра развивает эрудицию, мышление, память. С помощью хорошо продуманной игры можно обучить ребенка любому школьному предмету и такие игротехнические методики обучения существуют.

Чего не должно быть в играх для детей:

— Игра не должна занимать более 3-х часов на прохождение, т.е. должна быть логически законченной.

— Игра не должна провоцировать игрока на покупку виртуальных апгрейдов, без которых невозможно выиграть.

— Игра не должна содержать сцен насилия и жестокости.

— Игра не должна содержать сценариев антисоциального и преступного поведения.

И это далеко не полный список.

Так же важно установить лимит времени на игру.

Не позволять принимать пищу за компьютером.

А главное — самим не показывать детям примеры регулярного времяпровождения за игрой.

Компьютерная зависимость ребенка — это всего лишь хорошо видимый симптом, маркер того, что мы не достаточно хорошо знаем, что происходит с ребенком, как ему живется в этом мире, его проблемы и желания.  

Чтобы у Вас не сложилось впечатления, что это одни только производители компьютерных игр такие злодеи, которые  делают из Вашего ребенка подопытного хомячка, приведу выдержки из исследования детских  психиатров. 

Детские психиатры выделяют следующие ведущие параметры, влияющие на формирование у подростков игровой компьютерной и Интернет-зависимости. 

В сфере семьи это:

1) отклонения психопатологического характера у родителей или эмоционально-значимых для ребенка родных, включая особенности аномального родительского воспитательного воздействия, например, материнская депрессия или невротическая тревога и связанная с ней депривация (Депривация [от лат. deprivatio — потеря, лишение] — психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей), неопределенность родительских требований;

2) стрессы у родителей и стойкие внутрисемейные конфликты с вовлечением в них ребенка;

3) противопоставление родительских или семейных ценностей ценностям ребенка. 

В сфере школы это:

1) академическая неуспеваемость и конфликты с учителями;

 2) высокая частота случаев смены школы при конфликтных ситуациях;

3) непринятие соучениками;

4) экстернатное обучение. 

В сфере межличностных и надличностных отношений это:

1) отвержение сверстниками;

2) предложения и давление субкультуры компьютерных игр и субкультуры on-line общения;

3) вовлеченность в виртуальную группу с принятием и разделением ее ценностей, языка, отличительных знаков.  

Как мы видим, здесь не только давление компьютерной субкультуры. Здесь и проблемы семейного воспитания и проблемы в школе. 

Компьютерная зависимость ребенка это всего лишь хорошо видимый симптом, маркер того, что мы не достаточно хорошо знаем, что происходит с ребенком, как ему живется в этом мире, его проблемы и желания. 

 

 До скорых встреч на  http://entertaining-psychology.ru

Добавить комментарий