Ребенок или карьера?

В современном мире стираются границы стереотипов: мужчина зарабатывает, женщина воспитывает детей. Одни женщины считают своим долгом выходить рано на работу с целью самореализации, стремятся быть независимыми.  Другие хотят успеть и детей воспитать и преуспеть в профессии. В этом нет ничего предосудительного, главное, чтобы такие стремления не шли в ущерб ребенку.

rabota ili kar'eraЧто в таком случае происходит с детьми? Их передают в государственные учреждения, няням, в лучшем случае бабушкам. Конечно же, в каждом положении есть свои минусы и плюсы. 

Давайте на основании теории известного американского психолога Э.Эриксона рассмотрим, какие нарушения возможны в развитии ребенка в зависимости от того, воспитывает его мать или кто-либо другой. Остановимся лишь на нескольких первых этапах развития. 

Итак, Э.Эриксон выделял стадии психосоциального развития ребенка, которые совпадают с очередным возрастным изменением. Нарушения на этапах развития ведут к негативным последствиям во взрослой жизни. 

1 стадия называется орально-сенсорная и соответствует первому году жизни ребенка.

Название говорит само за себя. Оральная, от латинского oris означает рот, ребенок на этой стадии вскармливается материнским молоком, сенсорная – ребенку необходим тактильный контакт с матерью. Согласно теории в это время закладывается базовое доверие или недоверие к миру. Если все необходимые потребности ребенка во внимании, заботе, ласке вовремя и качественно удовлетворяются, то ребенок вырабатывает доверительное отношение к миру. Если не удовлетворяются, значит, ребенок становится подозрительным, недоверчивым.

Как вы считаете, кто сможет на этой стадии как нельзя лучше удовлетворит потребности малыша? 

2 стадия имеет название мышечно-анальная и совпадает со 2 и 3 годом развития.

На этой стадии на первый план выступает автономия (ребенка) против стыда. Важные качества, приобретаемые на этом этапе самоконтроль и сила воли. Ребенок стремится к самостоятельности, сепарируясь от матери. Малышу необходимо предоставлять пространство, для того, чтобы он опробовал свои силы, чтобы у него выработалось ощущение того, что он способен на многое сам. Фрейд особенно на этом этапе выделял способность ребенка регулировать процессы дефекации и мочеиспускания. Если от ребенка требовать, принуждать чистоплотности ко второму году жизни, он научится быть зависимым. И наоборот, если давать возможность научиться самому контролировать готовность к выделениям, то ребенок будет чувствовать себя свободным и независимым.

Если не соблюдать баланс автономия – стыд, торопить ребенка с выполнением какого-то задания или выполнять вместо него, ругать за неаккуратность, то у него разовьется нерешительность, закрепится стыдливость, появится неуверенность в себе и собственных силах. На этой стадии важно и помочь ребенку в развитии самоконтроля и силы воли, и в тоже время защитить его от анархии. А это сможет сделать значимый, демократичный взрослый. 

Кто, по-вашему, сможет лучше позаботиться о развитии у ребенка самостоятельности? Будет с терпением относиться к маленькому первооткрывателю и ограничивать в случае необходимости, влияя на него своим авторитетом? 

3 стадиялокомоторно-генитальная и соответствует 4 и 5 годам жизни ребенка.

На этой стадии ребенок достигает такого возраста, когда он готов сепарироваться от матери и постепенно начать вливаться в социум. Наступает так называемый возраст «я сам». Происходит закладка фундамента инициативы (предприимчивости) или чувства вины.

Ребенок уже достиг такого уровня развития, когда он  в состоянии не просто подражать каким-то действиям, но и способен сам себе найти занятие. Он готов придумывать самостоятельно игры, фантазировать. Важно как взрослые реагируют на инициативу ребенка, представляют ли ему свободу в выборе деятельности, тем самым подкрепляя его предприимчивость или нет?  Или дают понять, что его игры нудные, ненужные, неинтересные, навязывают свои «умные» виды деятельности? Если да, то ребенку приходится очень туго, ему требуется подавить бурлящую энергию. Под давлением взрослых он смиряется и покоряется своей судьбе. В таком случае у ребенка вырабатывается чувство вины, которое он уносит с собой во взрослую жизнь. 

Как видно из вышесказанного, ребенок развивается по определенным психическим законам. Так кто же может обеспечить ему полноценное гармоничное развитие?

Первая стадия развития самая важная в жизни малыша, происходит исключительно в тандеме с матерью. Ведь ребенок ощущает ее присутствие, заботу и ласку всем своим естеством. Мама как никто другой сможет понять по плачу, почувствовать неудовлетворенную потребность ребенка.

Нянечка, конечно же, будет исполнять все необходимые манипуляции по уходу за ребенком, но вряд ли он получит тот душевный отклик, который так ему необходим. Хотя нельзя исключать и такие случаи, когда нянечка очень привязывается к малышу и достойно ухаживает за ним.

В состоянии ли государственные учреждения на должном уровне заботиться о ребенке? Как правило, в группах большое количество детей, и ухаживающему персоналу сложно  позаботиться о необходимом развитии каждого ребенка.

Бабушки уже вырастили своих детей, на внуков у них другие «планы». Они слишком любят внуков, чтобы их в чем-то ограничивать. Их забота выливается в баловство. Прерогатива родителей расставлять авторитеты, устанавливать границы. 

semejnye konfliktyХочу привести пример. Моя пациентка, уже достаточно зрелая женщина, которая сама уже мать двоих детей, носила в себе многие годы обиду на мать,  за то, что та предпочла работу ей. У нее возникал вполне закономерный вопрос: «Для нее работа была важнее меня?» 

Для того, чтобы не наносить детям психическую травму, родителям необходимо искать альтернативные пути для самореализации. Иначе цена может быть слишком высока. Произошедшие в раннем детстве травматические события такого рода, детская психика не в силах переносить, оставляя следы и отражаясь на последующем развитии. Результатом может быть повышенная тревожность, агрессивность, волнение. В том случае, когда эти аффекты не выражаются открыто, они переходят в форму «неврозов»: недержание кала или мочи, страхи, крайнее упрямство, апатия, трудности в процессе обучения. 

Мы должны понимать, к каким пагубным последствиям может привести недостаток заботы о ребенке. У него может развиться в более позднем возрасте невроз, психоз, психосоматические заболевания, делинквентное поведение (криминальное), наркотическая и алкогольная зависимость. А мы и не будем догадываться об их происхождении. 

Как же совместить несовместимое? Поделитесь своим опытом в комментариях сайта 

http://entertaining-psychology.ru/?page_id=225

Добавить комментарий