Развитие сенсорного и чувственного опыта ребенка от 1 до 3 лет

Этот блок игр посвящен развитию сенсорного и  чувственного опыта ребенка от года до трех лет (Вы узнаете о том, как развить осязание, обоняние, зрительное и слуховое восприятие, вкус, чувства*)

 

Ни для кого не секрет, что в магазинах продается огромное количество развивающих детских игрушек.  Я же предлагаю вам психологические игры, подготовленные из подручных материалов. Повторяйте их периодически. Если вы видите, что ребенку они уже даются легко – усложняйте.

ОСЯЗАНИЕ

Упражнения расположены в порядке возрастания, в зависимости от возраста ребенка (от 1 до 3 лет).

Осязание – тактильные ощущения – важнейшая познавательная функция.

Опыт тактильного восприятия дает лепка, рисование пальцами рук и ног, рисование на песке и игра с водой.

 

Материал для работы: предметы, разнообразные на ощупь: наждачная бумага, бархат, мех, ленточки, ластики, бумага, осколки камней, ракушки, кусочки металла и т.п. Картон, газета, коврик, подушка, песок, трава, листья, полотенце, дерево, резина, хлопчатобумажная ткань, фасоль, металл, цементированный пол, кирпич, мокрая земля, рис. Пластилин, тесто, глина, краски, вода, кисти, банки для воды, ветошь, мешок или сумка.

  • Систематически делайте массаж спины, головы, рук, ног ребенка.
  • Сняв обувь, ребенок должен ступнями дотронуться до различных предметов.
  • Сравните ощущения от соприкосновений с картоном, газетой, мехом, ковриком, подушкой, песком, травой, листьями, полотенцем, деревом, резиной, бархатом, наждачной бумагой, хлопчатобумажной тканью, фасолью, металлом, цементированным полом, кирпичами, мокрой землей, рисом, водой и т.п.
  • Поместите предметы в сумку и попросите ребенка вытащить из нее что-нибудь грубое, мягкое, гладкое и т.п.
  • Устройте «прогулку вслепую», проводя ребенка по дому или по улице.

 Не забудьте хвалить ребенка за проделанную работу.

 ОБОНЯНИЕ

 Упражнения расположены в порядке возрастания, в зависимости от возраста ребенка (от 1 до 3 лет).

Материал для работы:  емкости с веществами с характерными запахами (духи, банан, кусочек яблока, шоколад, ванилин, мыло, лепестки цветка, уксус, кофе, апельсиновая кожура, мята и т.п.).

  • Расскажите ребенку о том, для чего служат нос, ноздри, дыхание?
  • Попросите ребенка подышать через нос, рот, каждую из ноздрей. Ладонью почувствовать выдыхаемый воздух.
  • Побеседуйте о любимых и нелюбимых запахах, о воспоминаниях, которые они пробуждают.
  • Эксперименты с запахами (цветочными, фруктовыми, сладкими, острыми и т.п.): положите в различные емкости вещества с характерными запахами (духи, банан, кусочек яблока, шоколад, ванилин, мыло, лепестки цветка, уксус, кофе, апельсиновая кожура, мята и т.п.). Ребенку необходимо определить запах содержимого емкости с закрытыми глазами.
  • Попросите ребенка назвать предметы, не имеющие никакого запаха.
  • Изобразите свою реакцию на разные запахи: цветка, лука, горелой резины и т.п.

 Не забудьте хвалить ребенка за проделанную работу.

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

 Упражнения расположены в порядке возрастания, в зависимости от возраста ребенка (от 1 до 3 лет).

Ранее мы рассматривали, с помощью каких упражнений можно развить зрительное восприятие малыша до года. Теперь приступим к развитию деток постарше.

Материал для работы:  цветок, ветка, листочек, дерево и т.п. Банка, целлофан, вода, различные мелкие предметы для помещения в воду.

  • Рассматривайте с ребенком предметы через стекло, воду, целлофан.
  • Рассматривайте предметы с различной перспективой – далеко, близко, в перевернутом виде.
  • Попросите ребенка представить себе, что он смотрится в зеркало. Пусть продолжает смотреть и реагировать, пока вы его не остановите.

 Не забудьте хвалить ребенка за проделанную работу.

СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

 Упражнения расположены в порядке возрастания, в зависимости от возраста ребенка (от 1 до 3 лет).

Итак, упражнения для развития слухового восприятия.

Материал для работы:  маленькие горшочки или баночки, рис, фасоль, канцелярские кнопки, пуговицы, шайбы, монетки и прочее. Музыкальный инструмент. Магнитофон  с музыкальными произведениями. Два сосуда для воды, карандаш, бумага и т.п. Краски, кисти, вода.

  • Поговорите с ребенком о звуках. Расскажите какие звуки ощущаются как резкие, мягкие, гладкие, скрипучие, приятные, громкие, нежные и т.п. Сравните звуки.
  • Положите в маленькие горшочки или баночки самые различные предметы: рис, фасоль, канцелярские кнопки, пуговицы, шайбы, монетки и прочее, помещая то, что может в них поместиться. Составьте пары таких баночек. Предложите ребенку потрясти баночки. Сравните, какой звук громче, а какой тише.
  • Используя любой музыкальный инструмент, произведите различные звуки, чтобы у ребенка вырабатывался опыт распознавания звуков: одинаково, ниже, выше, громче, тише.
  • Создайте за спиной ребенка различные звуки: шум льющейся воды, постукивание карандашом, шуршание бумаги и т.п., с тем, чтобы ребенок их отгадал.
  • Поговорите с ребенком о грустных, веселых, страшных звуках и звуках, пробуждающих другие чувства. Можно использовать музыкальные инструменты.
  • Тон голоса отражает чувства говорящего. Продемонстрируйте тоном различные эмоции. Попросить ребенка об этом тоже.

 Не забудьте хвалить ребенка за проделанную работу.

ВКУС

 Упражнения расположены в порядке возрастания, в зависимости от возраста ребенка (от 1 до 3 лет).

 Материал для работы:  леденцы, яблоко, шоколад.

  • Язык – важный орган, который часто недооценивают. Расскажите ребенку что, с помощью языка оцениваем вкус еды; выражаем эмоции; получаем удовольствие (при лизании).
  • С языком связаны зубы, щеки и губы. Исследуйте область рта и обсудите с ребенком.
  • Лижите мороженое или леденцы, акцентируя внимание на вкус.
  • Сравните вкус еды и ее структуру (твердое – мягкое, горячее – холодное и т.п.).
  • Ешьте яблоко медленно, обращая внимание на движение челюстей.
  • Ешьте что-нибудь очень вкусное, например кусочек шоколада или пирожное с кремом, сконцентрировавшись на вкусе.

 Не забудьте хвалить ребенка за проделанную работу.

 

ЧУВСТВА 

Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни человека. Воспитание эмоций и чувств начинается с самого раннего детства. Забота со стороны взрослых является важнейшим условием формирования положительных эмоций и чувств. Отрицательные эмоции в значительной мере формируются как реакция на помеху при достижении осознанной цели.

Все мы радуемся, когда наш ребенок проявляет положительные чувства, и всех нас огорчает проявление чувств отрицательных. Часто можно слышать, как родители говорят «не злись», «не бойся» и т.д. Это неправильный подход. Дети (да и все мы) должны не бояться выражать разные чувства, адекватные ситуации. Не нужно останавливать детей в их проявлении.  Знакомьте ребенка с чувствами в момент их проявления.

  • Перечислите существующие чувства: радость, удивление, отвращение, страх, стыд, вина, грусть, злость, гнев,  Расскажите ребенку о чувствах. Продемонстрируйте их.

sensornyj i chuvstvennyj opytИтак, Вы узнали как с помощью игр можно развить чувственную сферу ребенка. Начинайте заниматься уже сегодня!

Успехов и всего самого наилучшего!   http://entertaining-psychology.ru

Добавить комментарий